Документальный цикл BBC «Великие мастера» (6 фильмов, 7 серий) 1. «Босх. Загадки Иеронима Босха» 2-3. «Леонардо да Винчи — Я хочу сделать чудо» 4. «Пикассо. Пикассо — Бык зимой. Последние годы Пабло Пикассо» 5. «Моне. Страсти по Моне» 6. «Роден. 1840-1917» 7. «Рембрандт: Автопортрет» 1. «Босх. Загадки Иеронима Босха» (1981) Автор фильма Николас Баум путешествует по Голландии, Испании и Португалии в поисках ключа к пониманию мистически-завораживающих картин предшественника сюрреализма — нидерландского художника Иеронима Босха (около 1450—1516). Современники обвиняли его в ереси, алхимии, колдовстве и применении галлюциногенов, вызывающих адские видения. Имя Босха всегда было окружено ореолом тайны и загадочности, слишком мало достоверных данных о жизни художника, слишком необычно и своеобразно его творчество. И поныне Мир Босха загадочен и полон тайн. Сочетание вещей и предметов, кажущиеся нам нелепыми или случайными, для современников мастера имели вполне конкретное значение. Ради выявления внутреннего смысла происходящего Босх прибегает к языку иносказаний. 2-3. «Леонардо Да Винчи — Я хочу сделать чудо» (2003) 2 части: 1) «Человек, который хотел знать всё» 2) «Опасные Связи» Леонардо да Винчи (1452-1519) — один из титанов Возрождения, итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Гениальный художник и неутомимый ученый-экспериментатор, да Винчи остался в истории символом эпохи Возрождения. В то время как большинство художников расценивали анатомию в качестве инструмента для своих рисунков, Леонардо да Винчи заинтересовался пониманием работы, совершаемой человеческим телом. «Тот, кто при обсуждении цитирует авторитет, тот пользуется не интеллектом, а памятью» — писал Леонардо... Истинный сын Ренессанса использовал свой интеллект, чтобы заглянуть в будущее и помочь сотворить мир, в котором мы сейчас живем. 4. «Пикассо. Пикассо — Бык зимой. Последние годы Пабло Пикассо» (1997) Пабло Пикассо — одна из самых ярких, противоречивых и потрясающих фигур в мировой живописи. За свою более чем полувековую деятельность Пикассо превратился в личность почти мифическую, его воспринимают уже не как человека, а как уникальное явление, как невиданный феномен. Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко») и элементы тавромахии (возможно, потому, что Пикассо был страстным поклонником популярного на юге Франции боя быков), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959—1968). Чувством неудовлетворения собственным творчеством отмечена серия интерпретаций и вариаций на темы знаменитых картин «Девушки на берегу Сены. По Курбе»; «Алжирские женщины. По Делакруа»; «Менины. По Веласкесу»; «Завтрак на траве. По Мане». Фильм повествует о последних годах жизни великого художника Пабло Пикассо. 5. «Моне. Страсти по Моне» (1999) Вся история французского импрессионизма — от зарождения до расцвета и постепенного угасания — укладывается в долгую творческую биографию Клода Моне. Рыцарская преданность этому художественному направлению, верность импрессионистическому восприятию мира ставят этого мастера особняком даже среди его собратьев. 6. «Роден. 1840-1917» (1986) Существует только один Великий скульптор XIX века (Клод Моне называл его «великим из великих») — Огюст Роден. Только он открыл новые возможности в искусстве пластики, расширил его диапазон и обогатил язык. Он сочетал смелость, реалистичность исканий, жизненность образов, энергичную живописную лепку, текучесть формы, незаконченность произведений с драматизмом замысла, стремлением к философским концепциям. Стилистика поздних работ Родена породила суждение о нем как основоположнике импрессионизма в скульптуре. Поиски движения, тенденция к живописному «размыванию» объемов, пристрастие к фрагментам сближают его с Клодом Моне или Дега, а патетика и принципиальная «литературность» образов роднит его с Ван Гогом. 7. «Рембрандт: Автопортрет» (1999) Рембрандт Харменс ван Рейн – нидерландский художник, гений живописи и графики, рисовальщик, офортист. Новаторское искусство Рембрандта отличается демократизмом, жизненностью образов. Его широкая, свободная живопись, виртуозная графика приобретают особую эмоциональную выразительность, светотень выступает в них как средство раскрытия психологических коллизий